Рисование — один из способов познания. Дети ориентируются не на результат, им важен сам процесс. Часто они, например, рисуют и рассказывают — это такое повествовательное рисование, я очень его люблю.
Мой сын много рисовал и рассказывал. Это всегда были сюжетные истории, которые постепенно развивались на бумаге: какие-то сражения, битвы, супермены, летающие в этих их позах. Сын легко рисовал, потому что хотел подольше пожить в сюжете. Например, он смотрел мультфильм — и тут же делал наброски на бумаге. Кроме возможности прожить историю снова, такое рисование позволяет ребёнку создать свой собственный волшебный мир, дополнить его — ведь он и себя туда включает, с кем-то идентифицирует. Всё это процесс осмысления реальности.
«Человечки». Рисунок Майи Кутуковой-Мендосы (3 года), вдохновлённый живописью Константина Коровина
1. Не бояться белого листа
Есть развитие познания, а есть чудо творчества — когда ты что-то создаёшь с нуля. Дети, конечно, не думают об этом так, как мы, взрослые, для них это просто увлекательный процесс. И родителям важно сохранить у детей умение не бояться чистого листа. Умение начинать, создавать новые проекты и не бояться новых задач пригодится в любой сфере жизни.
2. Давать ребёнку краски (и свободу)
Когда у ребёнка появляется навык удерживать в руке предметы, можно уже предлагать рисовать. Кто-то быстро входит во вкус и начинает рисовать постоянно. Кто-то сначала осторожничает. Есть и девочки и мальчики, которые боятся испачкаться. Один с удовольствием залезет в краску целиком, весь перемажется. А другой с опаской будет смотреть на эту банку.
Надо предлагать разные материалы, ни в коем случае не оценивать результат работы и не ставить конкретных задач: «Сейчас мы с тобой будем рисовать клубничку». Я, видимо, сама очень свободолюбивый человек по природе, мне кажется, что в этой области уж точно надо давать максимальную свободу и не ограничивать. Нужно поощрять любые проявления фантазии.
«Орнаменты австралийских аборигенов». Маруся Джалалян, 6 лет
3. Не учить рисовать «правильно»
У нас в студии подобрались очень понимающие родители. Редко встречаются те, кто хочет сразу какой-то реалистичной школы, результатов, техник и наработок. Но бывает. Особенно странно это звучит, когда приводят детей-дошкольников четырёх-шести лет и говорят: «Научите моего ребёнка рисовать красиво». Я начинаю выяснять, что такое «красиво». То, что у нас на стенах висит, — красиво? «Ну да, но…». Постепенно понимаю, что в их сознании красиво — это реалистично. Ну а реалистично — это не наш случай, потому что не по возрасту и совершенно незачем.
Есть дети, которым хочется конкретики. Допустим, нарисовать яблоко. Пусть рисуют. Одна девочка у нас, по-моему, год, если не больше, всё, что рисовала, называла одним простым словом: «Собака». Она всегда рисовала собак. Мы ей предлагали: ну смотри, Соня, у нас сегодня тема — средневековые рыцари, давай, может быть, замок? Нет, собака. Ну и мы поняли — значит, человек должен эту тему отработать. Собака — так собака. Сейчас эта Соня шедевры выдаёт. И это уже совсем не собака.
«Собака». Соня Дулерайн, 4 года
Кто-то полностью удовлетворён своими абстракциями как таковыми, кто-то наделяет эти абстракции значениями и рассказывает, что это машина, а это гора, и машина сейчас туда поедет, а там — туннель. Поэтому важно хорошо чувствовать ребёнка, чтобы понять, что для ребёнка значит его результат.
4. Не сравнивать с одним образцом («у меня так не получится»)
Если вы сравниваете нарисованное вами «правильное» яблоко с яблоком ребёнка, он всегда видит разницу. Поэтому на занятиях мы показываем детям много разных художников. Говорим: смотри, солнце можно нарисовать вот так, вот так и ещё десятью разными способами. Потому что когда появляется единственно правильный вариант, понятно, что может не получиться, как у Рембрандта. И дальше мотивация пропадает.
Есть дети, создающие свой живописный мир. Таких детей не беспокоят никакие авторитеты и образцы — они самодостаточны. А есть очень восприимчивые к сравнениям. Они часто переживают: «У меня не получится так, как у кого-то». Нужно понимать, что у всех разная чувствительность, и учитывать это, показывая детям чужие работы.
5. Обсуждать нарисованное
Важно не оценивать рисунок ребёнка, а обсуждать содержание. Это отличная плоскость для разговоров. Ребёнок благодарен, когда кто-то интересуется: а что там, собственно, происходит? И рассказывает, что это яблоко, в нём живёт червяк, вот он сейчас отсюда вылезет.
Читайте также:
«Не учите детей рисовать, не совершайте ошибку!»
«Молодец» это оценочное суждение. Эдакая галочка: «Ах, какая каракуля, ах, молодец»! Похвалили, ребёнок доволен, но диалога-то не произошло. А ведь он принёс что-то показать и чем-то поделиться, потому что в этом возрасте (мы говорим о дошкольниках и о младших школьниках) эти картинки — его мир. И ему важно, чтобы вы туда включились, заглянули, побродили, пожили, нашли там себя.
6. Перестал рисовать? Не страшно
Не все дети рисуют. Для кого-то рисование может быть просто этапом развития. Есть вот девочки, которые рисуют принцесс. Порисуют немного — и на этом всё закончится. Ни до, ни после их рисование не интересует. В этом нет ничего страшного. Они проявляют себя в другом. Эти девочки могут, например, отлично танцевать. Просто у них другой способ познания мира. И это нормально.
Часто детское рисование принимают за художественный талант. Потом желание рисовать проходит, и родители расстраиваются. Но это жизнь: значит, эта деятельность была нужна на этом этапе развития. Дальше ребёнок будет осваивать новые способы самовыражения, познания мира, и они будут другими, более логическими. Может, рисование вернётся — а может, и нет.
Копия работы Валентина Серова «Дети» в исполнении четырнадцатилетней Вари
7. Не спешить с художественной школой
В художественную школу берут примерно с 11 лет, и это правильный возраст. Уже есть мотивация к чему-то стремиться, дети хотят соревноваться: у кого лучше получилось, кто реалистичнее нарисовал, заштриховал куб особым образом. Это тот возраст, когда детям интересно, они могут работать. А до 11 лет самое главное — сохранить внутреннюю свободу ребёнка, отсутствие шаблонов и страхов.
Когда возраст достижений приходит, он всё ставит на свои места. Тогда человек уже хочет научиться мастерству. И как раз ближе к подростковому возрасту становится понятно, есть ли у ребёнка нечто большее, чем непосредственная детская любовь к рисованию. Кто-то опытный смотрит и замечает виденье, хорошую руку, чувство композиции или цвета. И если такой ребёнок хочет продолжать заниматься рисунком, он делает успехи.
Мой сын много рисовал и рассказывал. Это всегда были сюжетные истории, которые постепенно развивались на бумаге: какие-то сражения, битвы, супермены, летающие в этих их позах. Сын легко рисовал, потому что хотел подольше пожить в сюжете. Например, он смотрел мультфильм — и тут же делал наброски на бумаге. Кроме возможности прожить историю снова, такое рисование позволяет ребёнку создать свой собственный волшебный мир, дополнить его — ведь он и себя туда включает, с кем-то идентифицирует. Всё это процесс осмысления реальности.
«Человечки». Рисунок Майи Кутуковой-Мендосы (3 года), вдохновлённый живописью Константина Коровина
1. Не бояться белого листа
Есть развитие познания, а есть чудо творчества — когда ты что-то создаёшь с нуля. Дети, конечно, не думают об этом так, как мы, взрослые, для них это просто увлекательный процесс. И родителям важно сохранить у детей умение не бояться чистого листа. Умение начинать, создавать новые проекты и не бояться новых задач пригодится в любой сфере жизни.
2. Давать ребёнку краски (и свободу)
Когда у ребёнка появляется навык удерживать в руке предметы, можно уже предлагать рисовать. Кто-то быстро входит во вкус и начинает рисовать постоянно. Кто-то сначала осторожничает. Есть и девочки и мальчики, которые боятся испачкаться. Один с удовольствием залезет в краску целиком, весь перемажется. А другой с опаской будет смотреть на эту банку.
Надо предлагать разные материалы, ни в коем случае не оценивать результат работы и не ставить конкретных задач: «Сейчас мы с тобой будем рисовать клубничку». Я, видимо, сама очень свободолюбивый человек по природе, мне кажется, что в этой области уж точно надо давать максимальную свободу и не ограничивать. Нужно поощрять любые проявления фантазии.
«Орнаменты австралийских аборигенов». Маруся Джалалян, 6 лет
3. Не учить рисовать «правильно»
У нас в студии подобрались очень понимающие родители. Редко встречаются те, кто хочет сразу какой-то реалистичной школы, результатов, техник и наработок. Но бывает. Особенно странно это звучит, когда приводят детей-дошкольников четырёх-шести лет и говорят: «Научите моего ребёнка рисовать красиво». Я начинаю выяснять, что такое «красиво». То, что у нас на стенах висит, — красиво? «Ну да, но…». Постепенно понимаю, что в их сознании красиво — это реалистично. Ну а реалистично — это не наш случай, потому что не по возрасту и совершенно незачем.
Есть дети, которым хочется конкретики. Допустим, нарисовать яблоко. Пусть рисуют. Одна девочка у нас, по-моему, год, если не больше, всё, что рисовала, называла одним простым словом: «Собака». Она всегда рисовала собак. Мы ей предлагали: ну смотри, Соня, у нас сегодня тема — средневековые рыцари, давай, может быть, замок? Нет, собака. Ну и мы поняли — значит, человек должен эту тему отработать. Собака — так собака. Сейчас эта Соня шедевры выдаёт. И это уже совсем не собака.
«Собака». Соня Дулерайн, 4 года
Кто-то полностью удовлетворён своими абстракциями как таковыми, кто-то наделяет эти абстракции значениями и рассказывает, что это машина, а это гора, и машина сейчас туда поедет, а там — туннель. Поэтому важно хорошо чувствовать ребёнка, чтобы понять, что для ребёнка значит его результат.
4. Не сравнивать с одним образцом («у меня так не получится»)
Если вы сравниваете нарисованное вами «правильное» яблоко с яблоком ребёнка, он всегда видит разницу. Поэтому на занятиях мы показываем детям много разных художников. Говорим: смотри, солнце можно нарисовать вот так, вот так и ещё десятью разными способами. Потому что когда появляется единственно правильный вариант, понятно, что может не получиться, как у Рембрандта. И дальше мотивация пропадает.
Есть дети, создающие свой живописный мир. Таких детей не беспокоят никакие авторитеты и образцы — они самодостаточны. А есть очень восприимчивые к сравнениям. Они часто переживают: «У меня не получится так, как у кого-то». Нужно понимать, что у всех разная чувствительность, и учитывать это, показывая детям чужие работы.
5. Обсуждать нарисованное
Важно не оценивать рисунок ребёнка, а обсуждать содержание. Это отличная плоскость для разговоров. Ребёнок благодарен, когда кто-то интересуется: а что там, собственно, происходит? И рассказывает, что это яблоко, в нём живёт червяк, вот он сейчас отсюда вылезет.
Читайте также:
«Не учите детей рисовать, не совершайте ошибку!»
«Молодец» это оценочное суждение. Эдакая галочка: «Ах, какая каракуля, ах, молодец»! Похвалили, ребёнок доволен, но диалога-то не произошло. А ведь он принёс что-то показать и чем-то поделиться, потому что в этом возрасте (мы говорим о дошкольниках и о младших школьниках) эти картинки — его мир. И ему важно, чтобы вы туда включились, заглянули, побродили, пожили, нашли там себя.
6. Перестал рисовать? Не страшно
Не все дети рисуют. Для кого-то рисование может быть просто этапом развития. Есть вот девочки, которые рисуют принцесс. Порисуют немного — и на этом всё закончится. Ни до, ни после их рисование не интересует. В этом нет ничего страшного. Они проявляют себя в другом. Эти девочки могут, например, отлично танцевать. Просто у них другой способ познания мира. И это нормально.
Часто детское рисование принимают за художественный талант. Потом желание рисовать проходит, и родители расстраиваются. Но это жизнь: значит, эта деятельность была нужна на этом этапе развития. Дальше ребёнок будет осваивать новые способы самовыражения, познания мира, и они будут другими, более логическими. Может, рисование вернётся — а может, и нет.
Копия работы Валентина Серова «Дети» в исполнении четырнадцатилетней Вари
7. Не спешить с художественной школой
В художественную школу берут примерно с 11 лет, и это правильный возраст. Уже есть мотивация к чему-то стремиться, дети хотят соревноваться: у кого лучше получилось, кто реалистичнее нарисовал, заштриховал куб особым образом. Это тот возраст, когда детям интересно, они могут работать. А до 11 лет самое главное — сохранить внутреннюю свободу ребёнка, отсутствие шаблонов и страхов.
Когда возраст достижений приходит, он всё ставит на свои места. Тогда человек уже хочет научиться мастерству. И как раз ближе к подростковому возрасту становится понятно, есть ли у ребёнка нечто большее, чем непосредственная детская любовь к рисованию. Кто-то опытный смотрит и замечает виденье, хорошую руку, чувство композиции или цвета. И если такой ребёнок хочет продолжать заниматься рисунком, он делает успехи.